Последнее время работа над пароходом замедлилась до минимума, так как наступила очередь надстроек, а для них нужно изготовить кучу перил. На предыдущих моделях я их клеил, благо ничего больше эсминца у меня до этой стадии раньше не доходило, два крейсера погибли при переезде :)

э/м Керчь, носовая часть

У клеевого соединения следующие основные достоинства:

  • не требуется никаких дополнительных материалов и оборудования: проволока, циакрин-гель и зубочистка это всё, что нужно.

  • если модель, подобно изображённой на фото, позволяет предварительно установить стойки, то собственно леера можно без особых проблем приклеивать по месту. Для пайки же строго обязательна жёсткая фиксация деталей, т.е. на модель надо устанавливать уже готовое ограждение. Однако подобный способ оправдан лишь для небольших несложных моделей.

    Собственно, больше мне ничего из достоинств в голову не приходит.

    Теперь о недостатках:

  • прочность полученной конструкции низкая, при изгибе, установке и, даже, иной раз покраске соединения могут расходиться.

  • излишки клея удалить возможно только непосредственно в процессе сборки, после попытки это сделать легко приведут к разрушению части конструкции.

  • при сборке по шаблону приходится сооружать сложную оснастку, т.к. клеить можно только на весу, чтобы клей не прилип к опоре.

    К недостаткам пайки следует отнести необходимость наличия более-менее приличного паяльника (у меня простенькая китайская паяльная станция где-то за 100$), приличного плоского жала к нему, нормального припоя и жидкого флюса. Никакой экзотики, я пользуюсь банальными ПОС-61 и ТАГС, просто потому, что они дома есть. Впрочем, вероятно, стоит накупить разных и попробовать с ними. Так же, как я указывал выше, пайка конструкций по месту крайне затруднительно, ибо следует обеспечить жёсткое крепление деталей. Однако, оснастка для паяемых деталей изготовляется очень быстро и просто, выглядит она, с уже намотанными стойками, вот так:

простая оснастка для сборки ограждений

    Как видно, это простая полоска картона с наклеенным шаблоном и прорезями по бокам.

    Больше недостатков придумать не могу, а вот достоинств много:

  • паять, после минимальной тренировки, много проще и быстрее, чем клеить. Достаточно прикоснуться жалом с небольшим количеством припоя к смазанным флюсом деталям, и припой сам расползётся, куда надо :)

  • соединения получаются довольно прочными.

  • излишки припоя при необходимости можно срезать острым ножом.

  • можно создавать довольно сложные конструкции.

    Получается примерно так:

готовое неокрашенное ограждение

    А вот установку уже проводим на клей, что тоже довольно просто в силу прочности и объёмности устанавливаемой детали.

    Окраску производить, естественно, лучше перед установкой. Кистью красить сложно, я попробовал из жадности (ну, чтобы не распылять куда попало краску), но получается плохо, слишком жидкая краска плохо ложится, густая - скапливается в перекрестьях. Так что наделаю побольше готовых ограждений и буду дуть. Кстати, если в доме почему-то нет аэрографа, задувать можно подходящим цветом из тамиевского баллона, да даже их серой грунтовкой.

    А вот пример (не особо удачный), покрашенного кистью и установленного ограждения. В принципе, вживую нормально смотриться, неровности будут незаметны из-за мачты. В кольцо, кстати, деталь склеил, а так она паяная.

окрашено кистью и установлено на место

    Мораль, в итоге, следующая: если на модель выпускают травлёные ограждения - покупайте не задумываясь, нарезанные же лазером хуже самодельных. С универсальными наборами, на мой вкус, слишком много мороки по подгонке, хотя некоторый их запас иметь стоит :) Ну а если покупных нет - только пайка и никакого клея :)