Как известно, в серии Fallout (далее F) вышло две с половиной игры: F-1, F-2, F: New Vegas. С половиной, ибо как ни старайся, а движок 3Д шутера есть движок 3Д шутера. F-3 же, являясь сам по себе неплохой игрой, был ничем иным, как Облевоном-2 с лазерами и мутантами. F-4, конечно, тоже имеет мало общего с изначальной серией, и я попытаюсь понять, что же есть F-4.

    Во-первых, хотелось бы разобраться со стилистикой игр.

    F-1 был сделан в стиле ретрофутуризма и, даже, атомпанка: от первого там техника, словно сошедшая со страниц популярных журналов 50-60 годов, мир, в котором холодная война переросла в горячую и наличие ядерного оружия никого не задерживает на плавном пути к всеобщему разрушению, сюжет в духе постапокалипрической фантастики тех лет, от второго - термоядерные источники питания в каждом автомобиле (а может и в телевизоре, с них станется), вычислительная техника на зачаточном уровне при одновременном наличии весьма продвинутых роботов и огромная доля иронии и сатиры.

    F-2 - чистой воды постмодернизм: с одной стороны, это пародия на пародийную же первую часть, цельного логичного мира тут уже нет, с другой - сюжет стал заметно глубже и сложнее, взаимодействие игрока с миром стало разнообразнее, а отдельные части мира (ну пусть будет - локации, как принято говорить среди игроков) стали живее и интереснее. Таким образом, если в первой части мир был важнейшей составляющей игры, то вторую можно вполне запихнуть, например, в (чур меня) Драгонленс, поменять клошек на кендеров и игра от этого почти не изменится.

    Начиная с F-3 всё становится сложнее, так как 3Д движок с видом от первого лица требует на порядки больше усилий по сравнению с движком F-1 для качественной реализации как визуальной, так и интерактивной составляющих стиля. В целом, на мой взгляд, Беседке это не удалось, хотя многое у них вышло хорошо. Главный недостаток - это абсолютное непопадание во временной промежуток: всё выглядит так, будто после войны прошло лет 5-10, пусть даже 20, но никак не 200. Кто не верит - может посмотреть на фотографии из Припяти, да и из других заброшенных мест. Далее, необходимость детального отображения окружающего (привет, 3Д!) совместно с недостаточной проработкой мира (а для 3Д достаточная - боюсь, за пределами финансовых возможностей Беседки, при всех её миллионах) постоянно вступает в противоречие с выбранным сеттингом, порождая всяческие нестыковки и анахронизмы. Последнее, в основном, относится к вычислительной технике родом из 80-м со всеми её интернетами и прочими графическими режимами. В принципе, ничего плохого в этом нет, просто всё довольно эклектично и свидетельствует о недостаточной проработке стиля. Да, я в курсе теории, что техника, похожая на таковую 50-х годов - на самом деле просто дань моде, мол во второй половине 21 века полюбили вставлять свежую начинку в ретро шкурку. Правда, например, F-80 в качестве широко распростространённого истребителя, портит жизнь её сторонникам, да и в целом по бритве Оккама она не проходит :)

    New Vegas, при всей моей любви к этой игре, несёт на себе печать совсем уж ограниченных ресурсов, так что несмотря на милые отсылки (в том числе и в визуальном плане) к F-1, про стиль там можно говорить, лишь абстрагировавшись от визуальной части. Не называть же достижением обрезанную палитру аля Doom - в последнем это, если кто не помнит, диктовалось необходимостью засунуть сложную по тем временам динамичную картинку в 256 цветов, здесь же - дешёвая попытка заменить стиль его видимостью. Зато сюжет и обеспечение возможности отыгрыша тут на голову выше даже F-2, не говоря о прочих. Сюжет, правда, наркоманский, но в данном случае я готов закрыть на это глаза :)

    F-4, несомненно, продолжает печальные традиции F-3, терминалы в избушках, подключенные к сети 200 лет без единого разрыва, радуют и тут. Более того, авторы досыпали и ещё фигни, в виде кучи оружия, выполненного в духе первой мировой. Однако есть и удачные находки, от лазерного мушкета, ценного демонстрацией послевоенного технологического уровня, до чудесного авиалайнера с кучей встроенных в крыло двигателей (да-да, первенцы реактивной авиации страдали от отсутствия мощных реактивных двигателей, так что перед нами отличный пример линейного прогнозирования будущего). В целом, несмотря на по прежнему недостаточную проработку деталей (но это не вина Беседки, а беда концепции 3Д! - достаточной в играх подобного уровня нам, подозреваю, ждать ещё лет 20 или больше, если, конечно, в ближайшие годы в реальном мире всего этого не увидим) заметно её высокое качество, чувствуется старание и внимание к деталям. Яркий пример - power armor (безотносительно игровых изменений). Очень порадовал инопланетный ландшафт Glowing Sea. В целом, можно сказать, что технические изменения графического движка в основном количественные, а изменения графической составляющей стиля - качественные, причём в лучшую сторону. Хотя, конечно, без полного отказа от тяжёлого наследия F-3 окончательно решить этот вопрос вряд ли получится, но возглас "Не верю!" я издавал заметно реже, чем в третьей части.

    Так как статья вышла длиннее, чем планировалось, продолжение (с ответом на вопрос из заголовка) следует. А то у меня ещё сны недосмотренные и перила к пароходу недопаянные :)