... или вся правда о сборке X-1.
Так как по разным причинам не вёл блог постройки, выкладываю всё что запомнил в одной статье.
Модель в целом оправдала ожидания, однако у неё есть немного недостатков и немало особенностей, так что интересного должно хватить :)
Из допов использовал резку, что и всем рекомендую, так как каркас содержит тончайших деталей в изобилии.
Начал стройку я с обмазывания Цапоном и подбора красок. В модели используется несколько цветов: синий с красным для ОЗ, оранжевый, чёрный для шин и приборов, три основных интерьерных цвета: зелёный и голубой для кабины, серо-голубой для ниш шасси. Интересно, что у стоящего в музее самолёта интерьер окрашен только зелёным :) Ну и кое-где по мелочи нужны другие цвета, но там можно похожие взять. Приятным сюрпризом оказалось то, что для зелёного отлично подошла Mr.Hobby 422.
Процесс подбора, как он есть :) Заодно можно увидеть омерзительные жирные чёрные линии обводки. Их придётся стачивать со всех, вплоть до самых маленьких, деталей. Разве что интерьерные можно не мучать.
Затем собрал каркас фюзеляжа и поначалу был ошеломлён его необычным устройством, достойным какого-нибудь крейсера. В дальнейшем, однако, оценил авторскую задумку и скажу, что не видел каркаса лучше. Правда, кажется, что далеко не для всех самолётов такой подойдёт :) Основным его достоинством является возможность отлично состыковать обшивку, а потом без проблем её установить.
Вот такой каркас - очень прочный и удобный в работе. Обратите внимание на щели для установки крыла.
Cобранная обшивка (за исключением носовой части), отдельно и надетая насухо.
Как можно видеть, правильно приклеить обшивку очень просто. А если вдруг что-то не получается по краям, хоть это и маловероятно, то всё это будет скрыто гаргротами. Отличное решение разрабочика!
Разумеется, ошибиться можно всегда, независимо от качества разработки. Я не вклеил балку для крепления шасси, о чём потом сильно пожалел. Будете строить эту модель - не делайте как я, устанавливайте балку до обшивки.
Сборка внутренностей кабины проста и не особо интересна, отмечу лишь, что хорошая деталировка на готовой модели отлично просматривается через обширное остекление и снятую дверь.
Обильно намазал циферблаты глянцевым лаком, но получилось незаметно ни вживую, ни на фото. Без плёнки плохо.
Обычно стаканы приборов и кабели - суслик и дань тщеславию автора и моделиста, но в данном случае они отлично просматриваются, так что нужны.
А вот обшивка в районе кабины сложная, трёхслойная, требующая подгонки как себя самой, так и каркаса.
Всё, что внутри кабины видно сейчас - будет видно и после установки остекления.
С остальной обшивкой передняя часть стыкуется хорошо, но надо быть предельно аккуратным.
На этом этапе основа корпуса готова, начинаем обвешивать. Для начала - гаргроты. Особых проблем с ними на этом этапе не было, разве что из-за дубовости бумаги самые длинные сегменты кое-где неплотно прилегают к корпусу.
Сечение хитрое, предусмотрительно показано в инструкции.
Длинные сегменты ложатся легко.
С различными элементами корпуса сходятся отлично.
Некоторую сложность вызвала носовая часть нижнего гаргрота, но ничего сверхестественного - нужно просто чуть побольше терпения и аккуратности.
И на солнце бывают пятна, а в моделях - неудачные решения. У этого самолёта ничего, кроме недоумения с моей стороны не вызывает конструкция киля, сделанного из тринадцати деталей, хотя хватило бы и трёх. Конечно, ужасный результат во многом моя вина, но всё равно я не могу понять, чем руководствовался автор, благо имеются примеры реализации похожих деталей нормальным способом, навскидку вспоминается Темпест Халинского.
Каркас киля - прекрасно видно отсутствие сложной геометрии, позволяющее без проблем обшить его двумя деталями.
А на этих фотках, помимо жутких провисов, которые устроил я, прекрасно видно, что все эти швы сильно бросаются в глаза, а чуть-чуть скруглённая кромка киля (подозреваю, что именно авторское желание её реализовать было причиной столь странного членения) всё равно вышла облупленной из-за качества бумаги и была замазана краской.
Хвостовая часть фюзеляжа - ещё одно проблемное место, потому что сложно придать бумаге нужную форму и надёжно её зафиксировать. Долго мучался с циакрином, результат на фото (маленький треугольник в дальнейшем будет заклеен специальной деталью).
Так как следующим логичным этапом должно было стать завершение работы над корпусом, что подразумевало остекление кабины, я испугался и надолго, аж с февраля до октября, отложил модель. Такое часто бывает, и обычно я возвращаюсь и с лёгкостью преодолеваю подобные препятствия, но в этом случае вдохновение нахлынуло слишком внезапно, и я получил жуткую щель на самом видном месте :( И тут вины автора нет - конструкция сложная, но при должно аккуратности возможно её собрать гораздо лучше, чем вышло у меня.
Печальный результат. Стёкла на месте удерживает развитый каркас, к корпусу и стёклам клеил его на циакрин гель.
После фиксации и доделывания гаргрота стало чуть получше.
К кабине полагается дверь. В проёме держится на трении, вставляется и вынимается легко. В журнале дополнительной деталью был вариант закрытой двери - выглядело бы может и копийнее, потому что на прототипе она закрывается заподлицо, но я решил в пользу просматриваемости интерьера.
Пришла пора вставать на ноги. Собрал щитки колёсных ниш. Сперва поленился намешать правильный оттенок - думал всё равно не видно будет, но позже понял, что другие детали шасси будут на виду и сделал как надо :)
Дальше было интереснее - собирал колёса. Они тут даны лапшой, причём как выяснилось, кое-где требующей подгонки. Но в итоге неожиданно для самого себя собрал их без проблем. Отмечу только, что каркас надо покрасить чёрным перед наклеиванием покрышки, иначе в неизбеждые щели он будет просвечивать, я так попал с первым колесом.
Стойки шасси тут необычные, но несложные, все колёса сами-собой получились вращающимися, хотя обычно я предпочитаю не делать на моделях движущихся частей. Да, изжурнальные скрутки переделал в трубки.
Следующим ходом собрал управляющие поверхности и стабилизаторы, последние удобнее установить до шасси.
Благодаря продуманной конструкции каркаса и зализов, стабилизаторы, можно сказать, сами встают в нужное положение и не требуют никакой возни.
Все элементы шасси, за исключением переднего щитка, отлично встали на место, только с тягами последнего пришлось немного повозиться.
Конец близок :)
Осталось собрать крыло и остаток мелочей.
Эпичный каркас крыла, каждая из восьми нервюр состоит из двух деталей. Ничего плохого, впрочем, сказать не могу - обшивка легла отлично, но что бы я без резки делал...
А вот и крылышки :)
Законцовки мне удались на грани ужасного, но жить можно.
Ну и последний мой косяк с этой моделью :) Косяк серьёзный.
Внутри зелёной обводки видны бумажные детали, должные обеспечивать сопряжение консолей крыла с фюзеляжем. Я прилеил их к корпусу, а надо было наоборот к крылу - тогда бы эти детали обеспечили жёсткое крепление консолей, а так они не захотели нормально фиксироваться и на стыке появились ужасные щели.
Пришлось нарезать из офиски тонких полосок, покрасить их остатками намешанной краски и замаскировать ими щели.
На этом, собственно, всё. Если не тормозить и не откладывать, самолёт вполне реально не особо напрягаясь собрать за месяц другой, мой результат можно наблюдать в следующем посте.